ЧЕПЕЛЬ, (CSEPEL), Будапешт-Чепель, Венгрия, 1948–1989
Вскоре
после Второй мировой войны на месте разрушенного завода "Манфред Вейсс"
(Manfred Weiss) в Будапештском предместье Чепель началось строительство
одноименного машиностроительного комбината, основной продукцией
которого стали гражданские и военные автомобили. Свою деятельность
"Чепель" начал весной 1950 г. с лицензионной сборки австрийского
3,5-тонного капотного грузовика "Штайр-380" (Steyr) с дизелем D413 (5,3
л, 85 л.с.), получившего марку "Чепель D350". Он сразу же стал поступать
на вооружение Венгерской народной армии, а вскоре за ним последовали
усиленный бортовой вариант D352, 4-тонная модель D420 и 4,5-тонная D450 с
новым дизелем (5,5 л, 95–100 л.с.). На основе последней в 1961 г. был
построен армейский 2-тонный грузовик D344 (4x4) с 5-ступенчатой коробкой
передач и 2-ступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом и
индивидуальным карданным приводом каждого переднего колеса системы
"Спайсер" (Spicer). Он имел полную массу 8,7 т
и развивал скорость 82
км/ч. Его вариантом был аэродромный топливозаправщик D346. Обе машины
оставались в производстве до 1972 г.
Первый
специальный армейский автомобиль марки "Чепель" появился еще в 1948 г.,
в период восстановления завода "Вейсс", и выпускался с 1951 г. Это была
1,3-тонная грузопассажирская машина В130 (4x4) с лебедкой, внешне
напоминавшая американский автомобиль "Додж WC52" (Dodge) времен Второй
мировой. "Чепель-130" с колесной базой 3000 мм получил лицензионный
бензиновый 86-сильный двигатель В413, унифицированный с дизелем D413,
5-ступенчатую коробку передач с одноступенчатой раздаточной и механизмом
отключения переднего привода. Он предлагался в штабном и санитарном
исполнениях. В 1952–54 гг. на "Чепеле" собрали 750 грузовиков-тягачей
В300 (6x6), оснащенных тем же мотором, 5-ступенчатой коробкой,
2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов, короткой или
удлиненной кабиной и задними двускатными колесами. На более поздних
выпусках К300 использовался 8-литровый дизель мощностью 125 л.с.,
который устанавливался и на гусеничных артиллерийских тягачах
К800,
выполненных по образцу машин Ярославского автозавода.
В
начале 70-х гг. "Чепель" приступил к выпуску грузовика D566 (6x6),
разработанного для национальных вооруженных сил и входившего в
перспективное семейство армейских машин. Это был достаточно совершенный
для своего времени автомобиль, способный перевозить на шоссе 8 т грузов и
на бездорожье — 5 т, оборудованный лицензионным 6-цилиндровым дизелем
"Раба-МАН D2156" (Raba-MAN) с полусферическими камерами сгорания (10,35
л, 200 л.с.), механической 6-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой
раздаточной с пневматической блокировкой межосевого дифференциала и
независимой торсионной подвеской всех колес на поперечных рычагах с
гидроамортизаторами. Другими особенностями машины были 2-контурная
гидропневматическая тормозная система, гидроусилитель рулевого механизма
от ЗИЛ-130, централизованная система подкачки шин, цельнометаллическая
откидывающаяся 3-местная кабина с двумя складными спальными местами и
бортовой кузов с алюминиевыми бортами. Грузовик достигал 80 км/ч и без
подготовки мог форсировать 1,2-метровый
брод. В 1972–74 гг. "Чепель"
выпустил партию унифицированных с ним моделей D562 (4x4) и D564 (4x4),
но развернуть их производство не удалось, а 10-тонный вариант D588 (8x8)
с 230-сильным дизелем D2356 остался опытным образцом. В вооруженные
силы Венгрии поступали также грузопассажирские многоцелевые машины
"Вольво С202" (Volvo) 4x4, собиравшиеся по лицензии в 1977–81 гг. Из-за
приобретения для венгерской армии
грузовиков из СССР, ЧССР и ГДР завод
"Чепель" был вынужден постепенно сворачивать собственное автомобильное
производство. В конце 80-х гг. он переключился на выпуск комплектующих
изделий, а коммерческие грузовики по заказам собирал до середины 90-х
гг.
Малоизвестной
областью деятельности "Чепеля" было производство колесной бронетехники
для вооруженных сил Венгрии, Чехословакии и ПНР. Эти работы начались в
конце 50-х гг. совместно с венгерским заводом "Раба" и рядом военных
предприятий ЧССР. В 1963 г. появился прототип "плавающего
разведывательного бронеавтомобиля" (Felderito Uszo Gepkocsi, FUG) 4x4,
известного под аббревиатурой ФУГ и носившего также заводские обозначения
"Чепель D442" и "Раба D442" (в чехословацкой армии — ОТ-65). По
внешности и основным параметрам ФУГ напоминал советскую боевую машину
БРДМ, но имел заднемоторную компоновку с дизелем "Чепель D414" (5,5 л,
100 л.с.) и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Он снабжался
герметичным несущим корпусом, 7,62-мм пулеметом на шкворневой установке,
двумя парами опускающихся ведущих катков для повышения проходимости на
местности и двумя водометными движителями. ФУГ имел колесную базу 3300
мм и боевую массу 7 т, развивал на шоссе скорость 87 км/ч, на плаву — 9
км/ч. Чешские варианты ОТ-65А, В и С снабжались небольшой башней с
пулеметами калибра 7,62 или 14,5 мм. С 1966 г. выпускался внешне схожий с
советским БРДМ-2 "бронетранспортер пехоты" (Pancelozott Szallito
Harcjarmu) или PSzH-IV боевой массой 7,6 т, известный также под
обозначениями "Чепель D944" и ФУГ-66. Его главными отличиями от машин
ФУГ была башня с различным вооружением, десантное отделение на 6
человек, система подкачки шин и отсутствие боковых катков.
Модернизированный вариант получил индексы ФУГ-70 и М-70А. В дальнейшем
выпускались их реконструированные варианты.
Csepel D350
Csepel D352 '1950-56
Csepel D420
Csepel D450
Csepel D344
Csepel В130, Csepel В300, 6x6, 1952
Csepel D413
Csepel D566 6x6 '1971
Csepel D588 8x8 '1971
Felderito Uszo Gepkocsi, FUG D44
PSzH-IV
Csepel D450N
Эмблема первых серий (1950-1951) из меди.
Поздняя эмблема (1952-1958) из алюминия.
Экспортный вариант без красной звезды 1952-1958)