Категории раздела

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » История марок

История марки CSEPEL

CSEPELЧЕПЕЛЬ, (CSEPEL),  Будапешт-Чепель, Венгрия, 1948–1989

Вскоре после Второй мировой войны на месте разрушенного завода "Манфред Вейсс" (Manfred Weiss) в Будапештском предместье Чепель началось строительство одноименного машиностроительного комбината, основной продукцией которого стали гражданские и военные автомобили. Свою деятельность "Чепель" начал весной 1950 г. с лицензионной сборки австрийского 3,5-тонного капотного грузовика "Штайр-380" (Steyr) с дизелем D413 (5,3 л, 85 л.с.), получившего марку "Чепель D350". Он сразу же стал поступать на вооружение Венгерской народной армии, а CSEPELвскоре за ним последовали усиленный бортовой вариант D352, 4-тонная модель D420 и 4,5-тонная D450 с новым дизелем (5,5 л, 95–100 л.с.). На основе последней в 1961 г. был построен армейский 2-тонный грузовик D344 (4x4) с 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом и индивидуальным карданным приводом каждого переднего колеса системы "Спайсер" (Spicer). Он имел полную массу 8,7 т CSEPELи развивал скорость 82 км/ч. Его вариантом был аэродромный топливозаправщик D346. Обе машины оставались в производстве до 1972 г.

Первый специальный армейский автомобиль марки "Чепель" появился еще в 1948 г., в период восстановления завода "Вейсс", и выпускался с 1951 г. Это была 1,3-тонная грузопассажирская машина В130 (4x4) с лебедкой, внешне напоминавшая американский автомобиль "Додж WC52" (Dodge) времен Второй мировой. "Чепель-130" с колесной базой 3000 мм получил лицензионный бензиновыйCSEPEL 86-сильный двигатель В413, унифицированный с дизелем D413, 5-ступенчатую коробку передач с одноступенчатой раздаточной и механизмом отключения переднего привода. Он предлагался в штабном и санитарном исполнениях. В 1952–54 гг. на "Чепеле" собрали 750 грузовиков-тягачей В300 (6x6), оснащенных тем же мотором, 5-ступенчатой коробкой, 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов, короткой или удлиненной кабиной и задними двускатными колесами. На более поздних выпусках К300 использовался 8-литровый дизель мощностью 125 л.с., который устанавливался и на гусеничных артиллерийских тягачах CSEPELК800, выполненных по образцу машин Ярославского автозавода.

В начале 70-х гг. "Чепель" приступил к выпуску грузовика D566 (6x6), разработанного для национальных вооруженных сил и входившего в перспективное семейство армейских машин. Это был достаточно совершенный для своего времени автомобиль, способный перевозить на шоссе 8 т грузов и на бездорожье — 5 т, оборудованный лицензионным 6-цилиндровым дизелем "Раба-МАН D2156" (Raba-MAN) с полусферическими камерами сгорания (10,35 л, 200 л.с.), механической 6-ступенчатой CSEPELкоробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной с пневматической блокировкой межосевого дифференциала и независимой торсионной подвеской всех колес на поперечных рычагах с гидроамортизаторами. Другими особенностями машины были 2-контурная гидропневматическая тормозная система, гидроусилитель рулевого механизма от ЗИЛ-130, централизованная система подкачки шин, цельнометаллическая откидывающаяся 3-местная кабина с двумя складными спальными местами и бортовой кузов с алюминиевыми бортами. Грузовик достигал 80 км/ч и без подготовки мог форсировать 1,2-метровыйCSEPEL брод. В 1972–74 гг. "Чепель" выпустил партию унифицированных с ним моделей D562 (4x4) и D564 (4x4), но развернуть их производство не удалось, а 10-тонный вариант D588 (8x8) с 230-сильным дизелем D2356 остался опытным образцом. В вооруженные силы Венгрии поступали также грузопассажирские многоцелевые машины "Вольво С202" (Volvo) 4x4, собиравшиеся по лицензии в 1977–81 гг. Из-за приобретения для венгерской армии CSEPELгрузовиков из СССР, ЧССР и ГДР завод "Чепель" был вынужден постепенно сворачивать собственное автомобильное производство. В конце 80-х гг. он переключился на выпуск комплектующих изделий, а коммерческие грузовики по заказам собирал до середины 90-х гг.

Малоизвестной областью деятельности "Чепеля" было производство колесной бронетехники для вооруженных сил Венгрии, Чехословакии и ПНР. Эти работы начались в конце 50-х гг. совместно с венгерским заводом "Раба" и рядом военных предприятий ЧССР. В 1963 г. появился прототип "плавающего разведывательного бронеавтомобиля" (Felderito Uszo Gepkocsi, FUG) 4x4, известного под аббревиатурой ФУГ и носившего также заводские обозначения "Чепель D442" и "Раба D442" (в чехословацкой армии — ОТ-65). По внешности и основным параметрам ФУГ напоминал советскую боевую машину БРДМ, но имел заднемоторную компоновку с дизелем "Чепель D414" (5,5 л, 100 л.с.) и механической 5-ступенчатой коробкойCSEPEL передач. Он снабжался герметичным несущим корпусом, 7,62-мм пулеметом на шкворневой установке, двумя парами опускающихся ведущих катков для повышения проходимости на местности и двумя водометными движителями. ФУГ имел колесную базу 3300 мм и боевую массу 7 т, развивал на шоссе скорость 87 км/ч, на плаву — 9 км/ч. Чешские варианты ОТ-65А, В и С снабжались небольшой башней с пулеметами калибра 7,62 или 14,5 мм. С 1966 г. выпускался внешне схожий с советским БРДМ-2 "бронетранспортер пехоты" (Pancelozott Szallito Harcjarmu) или PSzH-IV боевой массой 7,6 т, известный также под обозначениями "Чепель D944" и ФУГ-66. Его главными отличиями от машин ФУГ была башня с различным вооружением, десантное отделение на 6 человек, система подкачки шин и отсутствие боковых катков. Модернизированный вариант получил индексы ФУГ-70 и М-70А. В дальнейшем выпускались их реконструированные варианты.

Csepel D350

Csepel D350


Csepel D352 '1950-56.

Csepel D352 '1950-56


Csepel D420

Csepel D420


Csepel D450

Csepel D450


Csepel D344

Csepel D344


Csepel В130

Csepel В130, Csepel В300, 6x6, 1952


Csepel D413

Csepel D413


Csepel D566 6x6 '1971

Csepel D566 6x6 '1971


Csepel D588 8x8 '1971

Csepel D588 8x8 '1971


Felderito Uszo Gepkocsi, FUG D442

Felderito Uszo Gepkocsi, FUG D44


PSzH-IV

PSzH-IV


CSEPEL D450N

Csepel D450N


Эмблема первых серий (1950-1951) из меди.

Эмблема первых серий (1950-1951) из меди.



Поздняя эмблема (1952-1958) из алюминия.


Экспортный вариант без красной звезды 1952-1958)

Экспортный вариант без красной звезды 1952-1958)



Источник: http://automegapolis.com/stati/marki-avtomobilei/csepel.html
Категория: История марок | Добавил: xssn (11.03.2012) | Автор: CSEPEL E W
Просмотров: 7105 | Комментарии: 8 | Теги: Манфред Вейсс, D350, CSEPEL, Будапешт, 1989, венгрия, Чепель, 1948, D352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Поиск