ЧЕПЕЛЬ, (CSEPEL), Будапешт-Чепель, Венгрия, 1948–1989
Вскоре после Второй мировой войны на месте разрушенного завода "Манфред Вейсс" (Manfred Weiss) в Будапештском предместье Чепель началось строительство одноименного машиностроительного комбината, основной продукцией которого стали гражданские и военные автомобили. Свою деятельность "Чепель" начал весной 1950 г. с лицензионной сборки австрийского 3,5-тонного капотного грузовика "Штайр-380" (Steyr) с дизелем D413 (5,3 л, 85 л.с.), получившего марку "Чепель D350". Он сразу же стал поступать на вооружение Венгерской народной армии, а вскоре за ним последовали усиленный бортовой вариант D352, 4-тонная модель D420 и 4,5-тонная D450 с новым дизелем (5,5 л, 95–100 л.с.). На основе последней в 1961 г. был построен армейский 2-тонный грузовик D344 (4x4) с 5-ступенчатой коробкой передач и 2-ступенчатой раздаточной с межосевым дифференциалом и индивидуальным карданным приводом каждого переднего колеса системы "Спайсер" (Spicer). Он имел полную массу 8,7 т и развивал скорость 82 км/ч. Его вариантом был аэродромный топливозаправщик D346. Обе машины оставались в производстве до 1972 г.
Первый специальный армейский автомобиль марки "Чепель" появился еще в 1948 г., в период восстановления завода "Вейсс", и выпускался с 1951 г. Это была 1,3-тонная грузопассажирская машина В130 (4x4) с лебедкой, внешне напоминавшая американский автомобиль "Додж WC52" (Dodge) времен Второй мировой. "Чепель-130" с колесной базой 3000 мм получил лицензионный бензиновый 86-сильный двигатель В413, унифицированный с дизелем D413, 5-ступенчатую коробку передач с одноступенчатой раздаточной и механизмом отключения переднего привода. Он предлагался в штабном и санитарном исполнениях. В 1952–54 гг. на "Чепеле" собрали 750 грузовиков-тягачей В300 (6x6), оснащенных тем же мотором, 5-ступенчатой коробкой, 2-ступенчатой раздаточной, гидроприводом тормозов, короткой или удлиненной кабиной и задними двускатными колесами. На более поздних выпусках К300 использовался 8-литровый дизель мощностью 125 л.с., который устанавливался и на гусеничных артиллерийских тягачах К800, выполненных по образцу машин Ярославского автозавода.
В начале 70-х гг. "Чепель" приступил к выпуску грузовика D566 (6x6), разработанного для национальных вооруженных сил и входившего в перспективное семейство армейских машин. Это был достаточно совершенный для своего времени автомобиль, способный перевозить на шоссе 8 т грузов и на бездорожье — 5 т, оборудованный лицензионным 6-цилиндровым дизелем "Раба-МАН D2156" (Raba-MAN) с полусферическими камерами сгорания (10,35 л, 200 л.с.), механической 6-ступенчатой коробкой передач, 2-ступенчатой раздаточной с пневматической блокировкой межосевого дифференциала и независимой торсионной подвеской всех колес на поперечных рычагах с гидроамортизаторами. Другими особенностями машины были 2-контурная гидропневматическая тормозная система, гидроусилитель рулевого механизма от ЗИЛ-130, централизованная система подкачки шин, цельнометаллическая откидывающаяся 3-местная кабина с двумя складными спальными местами и бортовой кузов с алюминиевыми бортами. Грузовик достигал 80 км/ч и без подготовки мог форсировать 1,2-метровый брод. В 1972–74 гг. "Чепель" выпустил партию унифицированных с ним моделей D562 (4x4) и D564 (4x4), но развернуть их производство не удалось, а 10-тонный вариант D588 (8x8) с 230-сильным дизелем D2356 остался опытным образцом. В вооруженные силы Венгрии поступали также грузопассажирские многоцелевые машины "Вольво С202" (Volvo) 4x4, собиравшиеся по лицензии в 1977–81 гг. Из-за приобретения для венгерской армии грузовиков из СССР, ЧССР и ГДР завод "Чепель" был вынужден постепенно сворачивать собственное автомобильное производство. В конце 80-х гг. он переключился на выпуск комплектующих изделий, а коммерческие грузовики по заказам собирал до середины 90-х гг.
Малоизвестной областью деятельности "Чепеля" было производство колесной бронетехники для вооруженных сил Венгрии, Чехословакии и ПНР. Эти работы начались в конце 50-х гг. совместно с венгерским заводом "Раба" и рядом военных предприятий ЧССР. В 1963 г. появился прототип "плавающего разведывательного бронеавтомобиля" (Felderito Uszo Gepkocsi, FUG) 4x4, известного под аббревиатурой ФУГ и носившего также заводские обозначения "Чепель D442" и "Раба D442" (в чехословацкой армии — ОТ-65). По внешности и основным параметрам ФУГ напоминал советскую боевую машину БРДМ, но имел заднемоторную компоновку с дизелем "Чепель D414" (5,5 л, 100 л.с.) и механической 5-ступенчатой коробкой передач. Он снабжался герметичным несущим корпусом, 7,62-мм пулеметом на шкворневой установке, двумя парами опускающихся ведущих катков для повышения проходимости на местности и двумя водометными движителями. ФУГ имел колесную базу 3300 мм и боевую массу 7 т, развивал на шоссе скорость 87 км/ч, на плаву — 9 км/ч. Чешские варианты ОТ-65А, В и С снабжались небольшой башней с пулеметами калибра 7,62 или 14,5 мм. С 1966 г. выпускался внешне схожий с советским БРДМ-2 "бронетранспортер пехоты" (Pancelozott Szallito Harcjarmu) или PSzH-IV боевой массой 7,6 т, известный также под обозначениями "Чепель D944" и ФУГ-66. Его главными отличиями от машин ФУГ была башня с различным вооружением, десантное отделение на 6 человек, система подкачки шин и отсутствие боковых катков. Модернизированный вариант получил индексы ФУГ-70 и М-70А. В дальнейшем выпускались их реконструированные варианты.
Csepel D350
Csepel D352 '1950-56
Csepel D420
Csepel D450
Csepel D344
Csepel В130, Csepel В300, 6x6, 1952
Csepel D413
Csepel D566 6x6 '1971
Csepel D588 8x8 '1971
Felderito Uszo Gepkocsi, FUG D44
PSzH-IV
Csepel D450N
Эмблема первых серий (1950-1951) из меди.
Поздняя эмблема (1952-1958) из алюминия.
Экспортный вариант без красной звезды 1952-1958)