Детройт/Флинт/Понтиак/Джейнсвилл/Трой
США
1925–
К
производству легковых автомобилей компания "Шевроле" приступила в 1912
г. и через 6 лет вошла в состав концерна "Дженерал Моторс" (General
Motors Corporation), сокращенно "Джи-Эм-Си" (GMC). После
перераспределения сфер деятельности она стала изготовителем недорогих
легковых машин и небольших грузовиков, а более тяжелые автомобили
выпускались в кооперации с грузовым отделением "Дженерал Моторс Трак
Компани" (General Motors Truck Company) и носили марку "Джи-Эм-Си". С
конца 60-х гг. их автомобили максимально унифицированы друг с другом.
Первые
легковые машины "Шевроле" появились в армии США в 1925 г., а со
следующего года фирма начала работы по созданию легких грузовиков с
двумя задними ведущими мостами "Дьюал Дьюти" (Dual Duty). Активное
расширение армейской программы наступило в конце 20-х гг. с организацией
массового производства 46-сильной легковой модели АС. Ее шасси служило
базой легких тягачей, санитарных машин, штабных автомобилей с открытыми
кузовами, опытных цельнометаллических пикапов 6x6 с зенитным пулеметом, а
также низкорамных башенных пулеметных бронеавтомобилей Т8, развивавших
скорость 88 км/ч. В 1933 г. на 53-сильном легковом шасси ВА был построен
первый легкий артиллерийский тягач Т7. Параллельно в армию поставлялись
многочисленные военизированные легковые модели, 3/4- и 1,5-тонные
грузовики, отличавшиеся от стандартных лишь решеткой перед радиатором.
Создание
в середине 30-х гг. специальных военных автомобилей "Шевроле" связано с
разработкой в кооперации с "Джи-Эм-Си" полноприводных версий серийной
техники. Первый 1,5-тонный грузовик "Шевроле" (4x4) был снабжен сложным и
тяжелым шестеренным приводом передних колес конструкции Ричарда Эсама
(Richard Asam). В 1936 г. второй 72-сильный вариант оборудовали
трансмиссией и передним ведущим мостом, разработанными отделением
"Дженерал Моторс Трак" с использованием шарниров равных угловых
скоростей "Бендикс-Вейсс" (Bendix-Weiss). Таким же образом были созданы и
3-тонные грузовики с колесными формулами 6x6 и 6x6. Выпускавшиеся под
марками "Джи-ЭмСи 4272" и "4929", они сыграли важную роль в расширении
военной гаммы обоих подразделений "Дженерал Моторс". В 1937–39 гг. в
армии стран Европы поступали также легкие машины "Шевроле" (4x4/6x6),
переоборудованные в штабные варианты и артиллерийские тягачи голландской
фирмой ДАФ (DAF), которая устанавливала на них свои задние ведущие
мосты "Традо" (Trado) и раздельный привод каждого переднего колеса.
С
началом Второй мировой войны основную роль в поставках военной
автомобильной техники по-прежнему продолжала играть компания
"Джи-Эм-Си". В 1939–41 гг. на долю фирмы "Шевроле" пришлись поставки
менее обширного семейства, в которое входили переоборудованные легковые
автомобили "Мастер" (Master) и "Флитмастер" (Fleetmaster), пикапы,
санитарные машины и капотные грузовики серий АК, MS, ТА, WA, YR (4x4)
грузоподъемностью 1,0–1,5 т и 3-тонные YS (6x6), выпускавшиеся на
головном заводе во Флинте, штат Мичиган. Они оснащались 6-цилиндровым
двигателем (3,5 л, 85–90 л.с.), 3- или 4-ступенчатой коробкой передач, а
3-осные исполнения комплектовались задней ведущей тележкой "Торнтон"
(Thornton).
Главным
достижением компании "Шевроле" в этот период стал выпуск семейства
1,5-тонных капотных армейских грузовиков G4100/7100 (4x4), построенных в
1940–45 гг. в количестве свыше 150 тыс. экземпляров. Их основой стал
довоенный вариант "4272", а по общей конструкции и агрегатам они были
унифицированы с известными 2,5-тонными грузовиками "Джи-Эм-Си
CCKW-352/353" (6x6). Обе серии оснащались практически одинаковыми
кабинами, капотом и оперением, кузовами с тентом, тормозной системой,
рессорами, элементами электрооборудования, лебедкой и шинами. В 1940–42
гг. выпускались модели первой серии G4100 с цельнометаллической кабиной
(базовый бортовой вариант — G4112), имевшие дополнительные заводские
индексы Y и Z. С конца 1942 г. компания "Шевроле" предлагала усиленную и
модернизированную гамму G7100 с дополнительной маркировкой N,
комплектовавшуюся как закрытыми, так и открытыми кабинами с тентом. Все
автомобили оснащались верхнеклапанным 6-цилиндровым двигателем "Шевроле
BV1001" (3858 см3, 83 л.с.), 4-ступенчатой коробкой передач с
2-ступенчатой раздаточной и передним отключаемым мостом. Базовые машины
имели колесную базу 3683 мм, сухую массу 3425 кг и развивали скорость 80
км/ч. Основной объем производства (86971 экземпляр) пришелся на
многоцелевые грузовики G7107 с деревометаллическим кузовом с решетчатыми
бортами высотой 930 мм и G7117 с цельнометаллической платформой и
тентом. Фирма предлагала также грузовики G7106 с опрокидывавшимся назад
при помощи гидроцилиндров кузовом и аналогичный вариант G7116 с
лебедкой, цельнометаллические фургоны G7105, шасси G7133 для пожарных
машин, G7163 и G7173 для мастерских с разными кузовами, прокладки
телефонных линий и монтажа буровой установки. На седельном тягаче G7113
(1943–44 гг.) устанавливались мотор "ДжиЭм-Си 270" (4,4 л, 89 л.с.) и
трансмиссия от серии CCKW. На открытом короткобазном шасси G7128 (3175
мм) монтировалось устройство М6 с кран-балкой для перегрузки авиационных
бомб, применявшееся в ВВС США и Великобритании.
На
длиннобазном шасси (4445 мм) было выпущено около 400 капотных
1,5-тонных грузовиков G7127 с кузовом длиной 4,6 м и 600 бескапотных
бортовых автомобилей и фургонов G7123, а также пожарных машин G7153
химического тушения для военных портов. В разгар войны появился опытный
образец низкопрофильного 89-сильного грузовика G7129 с открытой кабиной,
откидным лобовым стеклом и съемными бортами кузова, что позволило
понизить его габаритную высоту до 1700 мм. Автомобили серии G7100
поставлялись в СССР по ленд-лизу и собирались на ряде советских
автозаводов, в том числе на ГАЗе, а их шасси использовали для монтажа
различного оснащения, включая "катюши" БМ-13.
К
немногочисленным опытным разработкам "Шевроле" военного времени
относится изготовление в 1943 г. двух образцов авиатранспортабельного
мини-джипа 4x4 с колесной базой 1626 мм, местом водителя, расположенным
на продольной оси машины, независимой подвеской и хребтовой трубчатой
рамой. В ее передней части помещался мотоциклетный двигатель "Индиэн"
(Indian) V2 воздушного охлаждения (744 см3, 20,5 л.с.). Джип "Шевроле"
имел длину 2667 мм, высоту — 990 мм и весил всего 472 кг.
В
1941–42 гг. с использованием опыта создания грузовиков G7100 и CCKW на
"Шевроле" был разработан бронеавтомобиль Т17 (М5) 4x4 с колесной базой
3048 мм, двумя двигателями "Джи-Эм-Си 270" мощностью по 97 л.с. заднего
расположения, гидромеханической 4-ступенчатой коробкой передач
"Хайдрамэтик" (Hydramatic), классической рессорной подвеской и сварной
башней с 37-мм пушкой и пулеметами "Браунинг" (Browning), имевшей
толщину брони до 38 мм. Он весил около 13 т и достигал скорости 88 км/ч.
Бронеавтомобиль не был принят на вооружение армии США, но его вариант
Т17Е1 (М6) в количестве 2844 экземпляров поступил в Великобританию, где
получил название "Стэгхаунд" (Staghound). В 1942–43 гг. модель Т17Е2
"Стэгхаунд-III" предлагалась с открытой башней и спаренными 12,7-мм
пулеметами или 75-мм пушкой. В январе 1942 г. "Шевроле" представила
прототип нового бронеавтомобиля Т19 (6x6), унифицированного с Т17Е1, но
оборудованного независимой пружинной подвеской всех колес. На модели
Т19Е1 использовали 2 двигателя "Кадиллак" (Cadillac) V8 мощностью по 260
л.с., а ее развитием стал вариант Т66 с 75-мм пушкой. Дальнейшая
модернизация этой серии привела к созданию облегченного исполнения Т28,
весившего 6,6 т и разгонявшегося до скорости 96 км/ч. Его
стандартизованный образец с 37-мм пушкой получил индекс М38.
В
послевоенное время в военной деятельности "Шевроле" наступило долгое
затишье, хотя в вооруженных силах США и многих стран мира широко
использовались серийные легковые и грузовые автомобили этой марки, в том
числе вседорожники "Блейзер" (Blazer), грузопассажирские "Сабурбэн"
(Suburban) и пикапы S10. Среди немногочисленных опытных разработок
"Шевроле" в 60-е гг. был джип-амфибия TUFI (4x4) с 75-сильным двигателем
"Корвэйр" (Corvair) центрального расположения, развивавший на воде за
счет вращения колес скорость 4 км/ч, а также плавающие трехсекционные
сочлененные машины "Сайдуиндер" (Sidewinder) и TASC (4x4) с двигателями
V8 и автоматической 2-ступенчатой коробкой передач. Они могли
передвигаться на суше со скоростью 88–96 км/ч и по воде — до 6,5 км/ч. В
1971 г. компания представила на испытания опытные 1,25-тонные машины —
грузовой ХМ705 и санитарный ХМ737 (4x4), предназначенные для замены
армейской серии М37 фирмы "Додж" (Dodge). Их оборудовали бензиновым
144-сильным мотором V8 и 4-ступенчатой коробкой передач. Отборочных
испытаний они не прошли, хотя и оказались легче, чем уже выпускавшиеся в
то время автомобили М715 компании "Кайзер Джип" (Kaiser Jeep).
В
конце 70-х гг. фирма "Шевроле" вместе с четырьмя американскими
компаниями приняла участие в конкурсе на создание нового поколения
армейских автомобилей для замены семейства "Додж М880". В 1982 г.
военное ведомство США подписало с "Шевроле" контракт на поставку
"многоцелевых коммерческих грузовиков" CUCV (Commercial Utility Cargo
Vehicles) полной массой до 2,7 т, оборудованных дизельным двигателем V8
(6,2 л, 135 л.с.), автоматической 3-ступенчатой коробкой передач
"Джи-Эм", 3-ступенчатой раздаточной "Нью Просесс" (New Process) и
28-вольтовым электрооборудованием. Их выпуск начался в июле 1983 г. во
Флинте. В эту гамму входили закрытые грузопассажирские варианты М1009 на
шасси "Блейзер", а также пикап М1008, санитарная машина М1010, шасси с
кабиной М1031 и со сменными контейнерами М1028, основой которых являлись
усиленные и удлиненные пикапы S10 (заводской индекс К-30903). До конца
1986 г. их изготовили 70,9 тыс. единиц.
В
80-е гг. военное отделение "Шевроле" автоматически вошло в состав
корпорации "Джи-Эм Дифенс" (GM Defense) — военно-промышленного отделения
концерна "Дженерал Моторс", став главной производственной базой группы
"Джи-Эм Милитари Тракс" (GM Military Trucks) по выпуску военной
автотехники, носящей с тех пор межфирменную марку "Джи-Эм-Си". Серийные
шасси "Шевроле", переоборудованные в 1991–92 гг. в соответствии с
требованиями НАТО, были основой второго поколения CUCV-II полной массой 3
т, состоявшего из пикапов и санитарных машин с бензиновым мотором V8
(5,7 л, 180 л.с.). В 1999 г. начат выпуск третьего поколения CUCV-III,
включавшего семейство "легких вспомогательных автомобилей" LSSV (Light
Service Support Vehicles). Наряду с многоцелевыми пикапами "Джи-Эм-Си" в
него входят 6-местные вседорожники "Шевроле Тахо" (Tahoe) и "Сабурбэн"
(К-20906) в штабном исполнении "Комманд" (Command), оснащенные
дизельными двигателями V8 мощностью 275–320 л.с. и автоматической 4- или
5-ступенчатой коробкой "Эллисон" (Allison). С 2000 г. на шасси
"Блейзер" и S10 предлагалась гамма "компактных вспомогательных
автомобилей" CSSV (Compact Service Support Vehicles), которую через
несколько лет дополнил многоцелевой пикап "Силверадо Милитари"
(Silverado Military). Переоборудованные серийные грузовики "Шевроле С7Н"
(4x4/6x6) с дизелями мощностью 250–300 л.с. образовывали семейство
"средних коммерческих автомобилей повышенной проходимости" CEMMV
(Commercial EnhancedMobility Medium-Duty Vehicles), из которой в 2002 г.
выделено семейство "тяжелых вспомогательных машин" HSSV (Heavy Service
Support Vehicles) с полезной нагрузкой 3–6 т. Формирование этой гаммы
продолжается до настоящего времени.
Источник: http://automegapolis.com/stati/marki-avtomobilei/chevrolet-357.html |